Геноцид

Геноцид

Геноцид: «Косвенный» геноцид в современном обществе

Ю. В. Черновицкая Вопросы философии, 2008, № 10, с. 165-171 появился в научной литературе в 1943-1944 г. , в связи с происходившим во Второй мировой войне истреблением евреев. Затем он был расширен и закреплен в Международной конвенции "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него" , подписанной 9 декабря 1948 г. и ратифицированной всеми странами - членами ООН.          Между тем понятие геноцида, как оно было сформулировано в Конвенции 1948 г., да и другие ее положения до сих пор не являются устоявшимися и оказываются сегодня на острие дискуссий как в широких социально-политических кругах, так и в сфере ученых-гуманитариев: историков, социологов, политологов, психологов. Например, данное в Конвенции определение видов групп выглядит противоречивым. Ограничение определения "национальными, этническими, расовыми или религиозными" группами можно назвать произвольным. Это определение не включает ни "политицид" - уничтожение политических групп и общественных классов (например, предполагае коммунисты при режиме Сухарто в Индонезии), 1 Геноцидом (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю) принято называть "одно из тягчайших преступлений против мира и безопасности человечества, действия, совершенные с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем убийства членов такой группы; причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленного создания для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую". Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. МелкоЕ. М.: Профобразование, 2003. С. 331. 2 Катастрофа европейского еврейства. Ч. 1-2 / Ред. Д. Михман. Израиль: Издательство Открытого университета 1995. С. 14. См. также: Lemkin Raphael. Axis Rule in Occupied Europe. Washington, Carnegie Endowment for International Peace. 1944; См. также его статьи: Genocide - A Modern Crime // Free World. 9 (April 1949) P. 39-43; Genocide // The American Scholar. 15.2 (Spring 1946). P. 227-230); Genocide as a Crime under International Law // American Journal of International Law. V. XLI (1947) P. 145-171; Genocide as a Crime under International Law // United Nations Bulletin. V. IV (1948). P. 70-71. 3 Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М.: Профобразование, 2003. С. 331-333; Сборник международных договоров. Т. I. Ч. 2. Универсальные Договоры. ООН. N.Y. -Jeneve, 1994 и др. © Черновицкая Ю.В., 2008 г. ни так называемый "самогеноцид" - уничтожение элитой или большинством групп, которые разделяют все или большинство определяющих национальных, этнических, расовых и религиозных характеристик господствующих групп (например, убийства в 1975-1979 гг. камбоджийцев Пол Потом и Красными кхмерами). Указание на намерение в определении Конвенции, подчеркивает В.М. Вартанян , было особенно спорным, так как утверждалось, что оно чересчур ограничивает применение международных норм, запрещающих геноцид. Разумеется, правительства, осуществлявшие геноцид, пытались избежать наказания, прибегая к "юридическим" уловкам и отрицая именно намерение уничтожить группу как таковую . Однако большинство комментаторов этой Конвенции утверждает, что без строгого условия преднамеренности было бы невозможно отличить геноцид как особое преступление от других форм правительственной поддержки массовых убийств.         Возникает, в каком-то смысле, понятийный кризис: термин "геноцид" перестает четко фиксировать реальность происходящего. Все чаще мы сталкиваемся с ростом в мире самых разнообразных политических, социальных, экономических практик, так или иначе причастных к тому, что может быть квалифицировано как геноцид. Причем все более опасной чертой современного этапа развития человеческого общества становится тенденция трансформации прямого геноцида в косвенный . "Нет геноцида против кого-то, геноцид всегда против всех" . Исходя из этой формулировки, учитывая рост масштабов геноцида , превращения его в обыденное явление, возникает опасность, что геноцид может перерасти в войну всех против всех, превратиться в самогеноцид человечества. Поэтому, несмотря на достаточную степень разработанности правовых аспектов проблемы, необходимо всестороннее философское осмысление проблемы геноцида. 4 Вартанян В.М. Уголовная ответственность за геноцид. Ставрополь, 2000. 5 Например, вопрос осуждения международным сообществом геноцида армян по-прежнему остается открытым. Турецкое правительство не признает факта геноцида. Однако в 1987 г. резолюции, осуждающие геноцид армян, были приняты рядом государств, в том числе Россией, Францией, Швецией, Швейцарией, рядом штатов США. Сайт: www. genocide.ru Косвенный геноцид - направленное воздействие (умышленное бездействие) на какие-либо группы путем изменения природных условий, культурно-исторической среды, биологических и экономических факторов и т.п., приводящее к созданию для группы таких жизненных условий, которые могут привести (и это был бы желаемый результат) к полному или частичному физическому уничтожению ее. Черновицкая Ю.В. Геноцид как явление политики (социально-философский анализ). Автореферат дисс. ... канд. филос.наук: 09.00.11. М., 2006. С. 34. Гефтер М. Эхо Холокоста. М.: Российская библиотека Холокоста, 1995. С. 274. 8 Происходит нарастание масштабов геноцида. В 1998 г. дипломатической конференцией в Риме был принят Статут Международного уголовного суда, подготовленный Комиссией международного права и открытый для подписания. Принятие Статута отражает тенденцию к расширению универсальной международной уголовной юрисдикции в отношении таких преступлений, как геноцид, а следовательно, и самого преступления геноцида. См.: Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003. С. 163. 9 См., например: Андрюхин МЫ. Геноцид - тягчайшее преступление против человечества. М., 1961; Барсегов ЮГ. Геноцид армян - преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации). Ереван, 1990; Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М.: Профобразование, 2003; Бородин СВ. Преступления против жизни. М., 1999; Вартанян В.М. Уголовная ответственность за геноцид. Ставрополь, 2000 и др. 10 См., например: Арад И. Холокост. Катастрофа европейского еврейства (1933-1945). Сборник статей. Яд Ва Шем. Иерусалим, 1990; Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры / Под общ-ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. М., 2002; Геноцид / Ред. А.А. Галкин. М„ 1985; Геноцид и массовые репрессии: истребление по национальным и религиозным мотивам (энциклопедия преступлений и катастроф) / Под ред. Т.И. Ревяко, Н.В. Трус. Мн.: Литература, 1996; Кошек Ж., Ригуло П. Век лагерей: лишение свободы, концентрация, уничтожение. Сто лет злодеяний / Пер. с фр. Е. Мурашкинцевой, Н. Малыхиной, Ю. Розенберг. М., 2003; сайт:          В ХХ в. распространились различные формы геноцида, различные его подобия, что еще раз демонстрирует кризис этого понятия. Это такие явления, как депортация (насильственное изгнание людей из мест их проживания); этническая чистка , которая преследует те же цели, что и депортация, но сопровождается к тому же невероятными зверствами (неправомерными убийствами, изнасилованиями, нанесениями увечий, пытками); этноцид - уничтожение культуры народа, ведущее к исчезновению посредством ассимиляции, а не физическое истребление самих людей; демоцид - термин, охватывающий различные формы массовых убийств, осуществляемых правительством, такие убийства обычно направлены против невооруженного гражданского населения. В Освенциме погибли от 70 000 до 75 000 поляков, хотя это был не геноцид в классическом понимании, а разрушение целостности нации, "демоцид" ; резня - повальные убийства без разбора невооруженных (разоруженных) людей (предварительно не подвергавшихся дискриминации), которые намеренно собраны в определенном месте в определенное время; политицид - массовые убийства, направленные на политическую группу, а не этническое или какое-либо другое сообщество.           Но геноцид отличается от других преступлений, во-первых, обязательной целью, то есть стремлением к полному или частичному уничтожению национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Во-вторых, именно в силу законодательного указания на эту цель любой акт геноцида может быть совершен только с прямым умыслом, не может быть совершено геноцида, скажем, по неосторожности, в отличие от убийства; в-третьих, при убийстве не указывается национальная, расовая, этническая, религиозная принадлежность, если это специально не оговорено в ходе следствия; в-четвертых, геноцид не предполагает никакого индивидуального подхода, он приговаривает весь народ, весь этнос целиком, этим он отличается от всех прочих преступлений против человечества.         Все вышеприведенные проявления понятийного кризиса заставляют современных ученых рассматривать геноцид как одновременно или последовательно примененные национально-культурные, биологические, экономические, природно-экологические, физические, любые иные предварительно спланированные виды насильственного вмешательства (или умышленного невмешательства) политического режима в различные сферы жизни этнической, национальной, расовой, религиозной либо иной общности людей (при отсутствии индивидуального подхода). Предсказуемым и совокупным результатом такого вмешательства является уничтожение или повреждение основ существования общности (группы) людей, приводящее к ее вымиранию или массовой деградации.           Наиболее сложной проблемой для современных ученых-гуманитариев становится выявление и классификация форм и способов косвенного геноцида, поскольку этот феномен требует комплексного исследования всех социальных сфер, намеренное манипулирование которыми приводит к необратимым для человеческих сообществ отрицательным последствиям. Сегодня косвенные формы проявления геноцида фиксируются исследователями в различных областях жизни и деятельности людей. Среди них выделяются: 1) направленное экономическое вмешательство; 2) направленное изменение культурно-исторической среды; 3) биологическое вмешательство, в том числе и на генетическом уровне; 4) направленное изменение природных условий и др.         Направленное экономическое вмешательство может быть рассмотрено как форма косвенного геноцида, поскольку, с точки зрения А.С. Панарина, В.А. Лисичкина, Л.А. Шелепина и др., сегодня усиливаются тенденции к размежеванию мирового сообщества на два полюса - экономически развитые страны с 17% населения и развивающиеся страны с довольно низким уровнем развития экономики . Растет социальное неравенство, причем на 11 Котек Ж., Ригуло П. Век лагерей: лишение свободы, концентрация, уничтожение. Сто лет злодеяний / Пер. с фр. Е. Мурашкинцевой, Н. Малыхиной, Ю. Розенберг. М„ 2003. С. 356. 12 Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя Зла. М.: Крымский мост-9Д, 2001. С. 29. макроэкономичесокм уровне, и в условиях установок на материальные ценности всем не сумевшим победить в условиях рыночного отбора внушается их несостоятельность, неприспособленность к современным условиям, неуспешность, создаются условия, невозможные для выживания. «Современное состоя

Похожие статьи:

Hosted by uCoz