Геноцид

Геноцид

Причиной геноцида черкесов в 19 веке стали геополитические обстоятельства

Во время и по окончании Русско-кавказской войны 19 века в западной части Кавказа произошла большая человеческая трагедия геноцид коренного населения этих мест - адыгов (черкесов). В результате геноцида большая часть адыгов была физически уничтожена. Те же, кто выжил, были в большинстве своем депортированы в Османскую Империю, а остальные - выселены в прикубанские болота. Сегодня адыгская общественность ставит вопрос о том, чтобы мировое сообщество и органы власти Российской Федерации дали официальную оценку событиям того времени, и приняли решения, направленные на преодоление их последствий. Такая постановка встречает неоднозначную реакцию в русских националистических кругах, в силу чего диалога сторон не получается. Между тем, отсутствие взаимопонимания, особенно применительно к вопросу национальных отношений и исторической памяти народов, как показывает практика, чревато конфликтами и новыми человеческими трагедиями. Понимая это, отдельные представители российской интеллигенции  начали проявлять повышенный интерес к событиям на западе Кавказа в 19 веке, пытаясь дать им объективную оценку. Одна из таких работ, опубликованная в питерском журнале «Звезда», принадлежит перу Якова Гордина . Ниже она предлагается вниманию читателей. Антон Суриков , политический обозреватель ФОРУМа.мск Черкесия - «Кавказская Атлантида» И с этим злом, веками освященным, Ужасным, тело свыклося мое; А из него от солнечного жара Сочатся капли крови постоянно И на скалы Кавказа упадают. В декабре 2006 года по приглашению члена Совета Федерации от республики Адыгея Вячеслава Николаевича Шверикаса я оказался в Майкопе, столице республики. То, что я пишу, - не журналистский очерк, и поэтому я не буду рассказывать о подробностях моего пребывания в Адыгее, где было много замечательного, а остановлюсь на том лишь, что имеет прямое отношение к судьбе «Кавказской Атлантиды». На следующий день по приезде мы вместе с Вячеславом Николаевичем и двумя его помощниками Айдамиром и Муратом встретились с активистами общественной организации «Черкесский конгресс», организации умеренной, но упорной в достижении своих целей. А главная цель - добиться от федеральной власти признания геноцида черкесского народа в XIX веке. В газете, издаваемой «Конгрессом», в январе 2007 года появилась запись нашего разговора. Как всякий текст, снятый с магнитофона, она, конечно, несколько условна, но основное содержание разговора передает совершенно точно. Чтобы не пересказывать эту важную беседу словами, привожу эту запись. Яков Гордин: Мне хотелось бы сегодня больше слушать, чем говорить. Помимо истории, мне важно и интересно знать о том, что сегодня происходит на Кавказе, как говорится, из первых рук. Поэтому я очень благодарен тем, кто устроил мой приезд в Адыгею. Мурат Берзегов: Ваш приезд для нас тоже очень важен. Мы знаем вас как специалиста в истории Кавказа, что сегодня, к сожалению, большая редкость. Освещение русско-кавказской войны в исследованиях большинства так называемых ученых представляет собой помесь сказок, научной фантастики и подтасовки фактов. То же касается и интерпретации сегодняшних событий на Кавказе. На адыгской земле ставятся памятники генералам, уничтожавшим наш народ, например генералу Зассу, который коллекционировал головы черкесов. Адыги разделены на  своей исторической территории и проживают в пяти субъектах, за рубежом адыгская диаспора насчитывает  около четырех миллионов человек, проживающих в пятидесяти странах. Это не соответствует ни российским законам, ни международному праву. Мы ищем решение этой проблемы: как предотвратить ассимиляцию черкесов в странах проживания, объединить этнос на исторической территории. Многие аналитики преподносят это как намерение черкесов, воссоединившись, выйти из состава России. Что не соответствует истине. Но мы не в состоянии заглушить эти голоса. Иногда читаем в уважаемых российских изданиях, что черкесы, кабардинцы и адыги -  это, оказывается, разные народы. Таким «аналитикам» очень трудно что-либо объяснить. Сегодня к решению черкесской проблемы подключается молодое поколение. В каждой стране подходы к этому вопросу разные. Например, в Турции, которая стремится в Европейский союз, сняли  запрет с изучения черкесского языка. События тринадцатого октября две тысячи пятого в Нальчике - тоже форма решения назревшей проблемы. Но мы считаем, что этот путь губителен для адыгов. Черкесский конгресс выбрал правовой путь - признание геноцида черкесов со стороны Российского государства в девятнадцатом веке. Мы действуем в рамках российского и международного законодательства, понимая, что это займет больше времени, и не требуем немедленного решения вопроса. Мы готовы работать в этом направлении и ждать... лишь бы был результат. Россия должна понять, что Кавказ - единый организм. К примеру, нельзя решать абхазский вопрос в отрыве от черкесского. Это ошибочный подход. Проявляя интерес и предлагая помощь в решении абхазского вопроса, Россия демонстративно игнорирует черкесов. Мы отправляли обращение о признании геноцида в Госдуму России. Нам пришел весьма странный ответ. Мы задавали вопрос о геноциде девятнадцатого века, нам отвечают, что в списке репрессированных в советское время народов черкесов нет. Обратились к Президенту России В. Путину. Ответа не последовало. После этого, в октябре две тысячи шестого года, двадцать черкесских организаций девяти стран мира обратились в Европарламент. Многие стали упрекать нас в том, что мы не были достаточно настойчивы в решении вопроса внутри России. Мы направили повторное обращение Президенту России. Яков Гордин: Под геноцидом вы имеете в виду физическое уничтожение в ходе военных действий или депортацию адыгов с Кавказа? Мурат Берзегов: Международное право подразумевает под геноцидом и физическое уничтожение, и насильственную депортацию, и создание условий, при которых в ходе депортации произошла массовая гибель мирного населения. Черкесы - коренной народ Кавказа и имеют полное право жить на своей исторической родине. Мы хотим, чтобы этот вопрос решила Россия. Черкесы имели много возможностей создать свое государство, в Иордании например, в Турции... Если допустить, что сюда вернется миллион черкесов, то свои амбиции они не смогут реализовать в Черкесии, им нужна Россия. А России нужен черкесский потенциал. Мы никак не можем донести, что цели создания самостоятельного государства Черкесия нет. В изгнании находится около четырех миллионов черкесов. Это по меньшей мере странно сочетается с демократическим курсом, провозглашенным Россией. Яков Гордин: Как вы территориально представляете себе возвращение черкесов? Мурат Берзегов: Черкесы могут вернуться на ту территорию, которую покинули их предки. Если бы нас на Кавказе было три миллиона, нам бы не грозило исчезновение и ассимиляция и, как следствие, нас в меньшей степени интересовал бы вопрос статуса. Яков Гордин: А диаспора готова вернуться на историческую родину? Мурат Берзегов: Не вся, конечно. По нашим данным, этническими адыгами себя осознают около четырех миллионов, это и адыги от смешанных браков, владеющие и не владеющие родным языком, и т. д. Самая многочисленная диаспора проживает в Турции - почти три миллиона человек в девятистах населенных пунктах. Семьдесят процентов из них живут на плохих землях и с радостью вернутся, если Россия обеспечит обустройство и российское гражданство. На таких условиях, по нашим подсчетам, вернуться готовы восемьдесят процентов адыгов. Конечно, те, кто хорошо устроен, имеет бизнес на территории зарубежного государства (это около двух процентов), навряд ли захотят все бросить, но они готовы помочь в переселении другим. Яков Гордин: На какую конкретно территорию они будут возвращаться? Мурат Берзегов: Шапсугов в степь, конечно, не поселишь. Их традиционные места проживания - высокогорье, побережье. Они и в Турции живут в сходных климатических условиях. По возвращении они могли бы жить на своей исконной земле, в нынешнем Краснодарском крае. Там же заселена только узкая полоса вдоль побережья, а шапсуги до выселения жили не только на побережье, но и в горах. В период русско-кавказской войны вдоль реки Курджипс были уничтожены сто пятьдесят аулов, сегодня там не более десяти населенных пунктов. Хадыженский, Апшеронский районы Краснодарского края перенаселенными тоже не назовешь... Как видите, места много, безболезненно можно вернуться, никого не потеснив. Единственная проблема - обустройство, своими силами, без России, ее, конечно, не решить. Мы готовы работать по схеме, выгодной дл­я России, и не требуем сиюминутных результатов. Но процесс нужно запустить. Яков Гордин: Хотел бы увидеть ваш проект в систематизированном виде. Надо проработать все конструктивные идеи. Нужно их пропагандировать, обсуждать. Я могу в этом помочь... Вячеслав Шверикас: Может, власть отпугивает сама постановка вопроса? Геноцид... Мурат Берзегов: В девяносто пятом Россия признала геноцид армян. Сама участвовала в разработке закона о геноциде, ратифицировала все связанные с этим вопросом международные акты. Мы собрали достаточный архив документов. Менее восьми процентов коренного населения осталось на исторической родине, остальные либо уничтожены, либо выселены. Подскажите, каким другим термином можно назвать то, что произошло с черкесами? Яков Гордин: Судьба адыгов действительно глубоко трагична и существенно отличается от судьбы других народов Кавказа. Обезлюдел ведь именно Западный Кавказ. Меня давно интересует этот аспект: война шла на всем Кавказе, а больше всех пострадали именно черкесы. Как мне кажется, к признанию данной трагедии нужно идти постепенно, нужна серия аналитических публикаций. На эфиры центрального телевидения рассчитывать не приходится. Журнал «Звезда» хоть и малотиражный, но идет во все крупные библиотеки мира. Я готов с вашей помощью поднять этот вопрос. Но это должен быть постепенный процесс... Мурат Берзегов: В мире нет ни одного народа с судьбой, похожей на судьбу черкесов. Если мы не будем говорить, этот вопрос поднимет диаспора, что не совсем выгодно для России. Яков Гордин: Черкесам тоже выгоднее решить этот вопрос в России... Не пойму, ну хорошо, признали геноцид. Как сегодняшняя Россия от этого страдает? Никто ж не винит в этом Путина. Мурат Берзегов: Процесс надо запустить. За один-два года мы этот вопрос не решим. Пока мы выжидали, за последние семь лет на побережье Черного моря поселились около двух миллионов неграждан России, у которых есть свои национальные образования или государства. Бывшие граждане СССР сразу получают гражданство. А черкесы приезжают как иностранцы и пять лет ждут гражданства. Эти противоречия обостряются с каждым днем. У всех народов есть права, и только черкесы на протяжении всей истории - вне правового поля. Ни при царе, ни в СССР, ни в Российской Федерации никто не хочет заниматься решением черкесского вопроса. Репрессированные в советское время народы восстановлены в своих правах - чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы и другие народы благодаря государственной программе субсидирования смогли вернуться на свою историческую территорию и существуют сегодня как единые этносы. Яков Гордин: Думаю, что возвращенные черкесы будут благодарны России за вновь обретенную историческую родину. Этот шаг со стороны России станет примером для всего мира, но решение о признании геноцида должно быть подготовлено, информация должна внедряться в общественное сознание постепенно. Российское общество плохо себе представляет, что произошло с адыгами. Кавказская война как была, так и остается «неизвестной». В конце девятнадцатого века на лекциях в Петербургском университете просвещенная публика с удивлением узнала, что каких-то тридцать лет назад на Кавказе полыхало пламя. В самой первой книге о Кавказской войне генерал Фадеев писал, что «наше общество не представляет себе, ради чего приносились такие жертвы». Я считаю, что

Похожие статьи:

Hosted by uCoz